Preview

ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ. Бюллетень научно-технической и экономической информации

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Исследование условий деформации при продольной прокатке труб из аустенитных марок стали

https://doi.org/10.32339/0135-5910-2021-3-312-319

Полный текст:

Аннотация

Нержавеющие стали аустенитного класса 08–12Х18Н10Т обладают высокой коррозионной стойкостью, что обусловливает их широкое применение в различных областях промышленности. Технология производства труб из этих сталей достаточно специфична и требует соблюдения ряда условий. Показано, что ее важным параметром является температура нагрева заготовки перед деформацией. Отмечено, что для процесса прошивки заготовок из стали с различным содержанием хрома рациональным является свой температурный интервал, несоблюдение которого может приводить к возникновению дефектов на внутренней поверхности труб вследствие более раннего разрушения и вскрытия полости металла при прошивке. Непосредственное влияние на формоизменение раската в поперечных сечениях оказывает выбор схемы раскатки. Представлены результаты горячей прокатки трубчатых образцов Ø37×2,5 мм, изготовленных из сталей 08–12Х18Н10Т и углеродистой стали 40, на лабораторном стане. В результате эксперимента уточнен нижний предел овальности калибровки валков при прокатке труб из сталей 08–12Х18Н10Т в 2-валковой схеме. При прокатке с овальностью B/H ≤1,07 на внутренней поверхности патрубков возникали дефекты в виде рисок от оправки. Рациональный диапазон овальностей калибровок при многоклетевой прокатке может составлять от 1,08 до 1,15. В соответствии с критерием переполнения калибра металлом для сталей 08–12Х18Н10Т сформулированы требования к ширине калибра первой клети стана продольной прокатки. Ширина калибра должна быть больше диаметра гильзы: для 3-валковой схемы ― не менее чем на 2–3 %, для 2-валковой схемы ― не менее чем на 7,0–7,5 %. Установлены потенциальные преимущества выбора 3-валковой схемы для прокатки сталей 08–12Х18Н10Т по сравнению с 2-валковой схемой: меньшая вероятность переполнения калибров металлом раската, отсутствие дефектов (рисок от оправки) на внутренней поверхности патрубков при минимальном уровне овальности 1,07, меньший уровень поперечной разнотолщинности стенки патрубков.

Об авторах

И. Н. Черных
АО “Русский научно-исследовательский институт трубной промышленности” (РусНИТИ)
Россия

начальник лаборатории продольной прокатки

г. Челябинск



К. В. Шендяпин
АО “Русский научно-исследовательский институт трубной промышленности” (РусНИТИ)
Россия

инженер лаборатории продольной прокатки

г. Челябинск



Е. А. Гейм
АО “Русский научно-исследовательский институт трубной промышленности” (РусНИТИ)
Россия

инженер лаборатории продольной прокатки

г. Челябинск



Д. В. Овчинников
АО “Синарский трубный завод”
Россия

канд. техн. наук, главный прокатчик

г. Каменск-Уральский



И. Н. Кривоногов
АО “Синарский трубный завод”; ФГАОУ ВО “Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина” (филиал)
Россия

инженер технолог 1 категории, старший преподаватель кафедры ОМД

г. Каменск-Уральский



К. В. Больных
АО “Синарский трубный завод”; ФГАОУ ВО “Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина” (филиал)
Россия

инженер технолог 1 категории, старший преподаватель кафедры ОМД

г. Каменск-Уральский



Список литературы

1. Корсаков А.А., Михалкин Д.В., Алютина Е.В. и др. Исследование влияния температуры нагрева на технологическую пластичность стали 15Х13Н2 применительно к процессу винтовой прошивки // Черная металлургия. Бюллетень научно-технической и экономической информации. 2020. Т. 76. № 2. С. 169–177.

2. Осадчий В.Я., Вавилин А.С., Зимовец В.Г., Коликов А.П. Технология и оборудование трубного производства: учебное пособие для вузов / Под ред. В.Я. Осадчего. ― М.: Интермет Инжиниринг, 2007. ― 560 с.

3. Капланов Г.И., Жадан В.Т., Геращенко П.М. Экспериментальное исследование температуры металла при прокатке // Изв. вузов. Черная металлургия. 1978. № 5. С. 101–103.

4. Данченко В.Н., Миленин А.А., Ремез О.А. и др. Теоретическое исследование формоизменения специальных сталей при прокатке в калибрах простой формы // Обработка металлов давлением. 2009. № 2 (21). С. 270–274.

5. Дефекты стальных слитков и проката / В.В. Правосудович, В.П. Сокуренко, В.Н. Данченко и др. ― М.: Интермет Инжиниринг, 2006. ― 384 с.

6. Столетний М.Ф., Королев В.И., Мартынов Л.А., Ячменев В.Н. Совершенствование технологии редуцирования нержавеющих труб // Теория и практика редуцирования труб: материалы научно-технической конференции. 1972. С. 27–33.

7. Зильберг Ю.В. Теория обработки металлов давлением: монография. ― Днепропетровск: Пороги, 2009. ― 434 с.

8. Зильберг Ю.В., Родман М.М., Ревякин С.В., Боровенский Е.А. Изменение поверхностных дефектов при прокатке трубной заготовки из коррозионностойкой стали // Сталь. 1991. № 10. С. 33–36.

9. Терещенко А.А., Кравченко О.Ю., Скрынник А.В., Фролов Я.В. Видоизменение дефектов горячепрессованных труб при холодной пильгерной прокатке // Пластическая деформация металлов. Материалы международной научнотехнической конференции. 2014. С. 160–163.

10. Матвеев Б.Н. Совершенствование производства труб из высоколегированных сталей // Сталь. 2000. № 3. С. 56–59.

11. Блинов Ю.И. Продольная прокатка труб в многовалковых калибрах. ― Челябинск: Металл, 1992. ― 240 с.

12. Струин Д.О. Совершенствование технологии продольной прокатки труб на основе создания и использования новых научно обоснованных технических решений: дис. … канд. техн. наук. ― Челябинск, 2016. ― 170 c.

13. Шкуратов Е.А. Оптимизация процесса непрерывной раскатки гильз с целью повышения точности горячекатаных бесшовных труб: дис. … канд. техн. наук. ― Челябинск, 2017. ― 166 c.

14. Пышминцев И.Ю., Выдрин А.В., Баричко Б.В. и др. Создание комплекса оборудования для исследования и моделирования процессов деформации труб // Труды XVII Международной научно-технической конференции “Трубы-2009”. 2009. С. 328–331.


Для цитирования:


Черных И.Н., Шендяпин К.В., Гейм Е.А., Овчинников Д.В., Кривоногов И.Н., Больных К.В. Исследование условий деформации при продольной прокатке труб из аустенитных марок стали. ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ. Бюллетень научно-технической и экономической информации. 2021;77(3):312-319. https://doi.org/10.32339/0135-5910-2021-3-312-319

For citation:


Chernykh I.N., Shendyapin K.V., Geim E.A., Ovchinnikov D.V., Krivonogov I.N., Bol’nykh K.V. Study of deformation conditions at longitudinal pipes rolling from austenite steel grades. Ferrous Metallurgy. Bulletin of Scientific , Technical and Economic Information. 2021;77(3):312-319. (In Russ.) https://doi.org/10.32339/0135-5910-2021-3-312-319

Просмотров: 20


ISSN 0135-5910 (Print)
ISSN 2619-0753 (Online)